Страница 2 из 10
Французский живописец Луи Токке, блестящий представитель рококо, был приглашен в Россию для написания портрета императрицы Елизаветы Петровны канцлером гр. М.И. Воронцовым. Его кисти приписывается портрет супруги канцлера - гр. А.К. Воронцовой, рожд. Скавронской, родственницы и любимицы императрицы, занимавшей высокое положение при дворе.

Токке (?), Луи (1696-1772). Портрет гр. Анны Карловны Воронцовой.
Четыре прекрасных живописных портрета Ф.С. Рокотова — украшение нашей экспозиции. Все они относятся к «московскому периоду» его творчества (начинается с середины 1760-х гг.), когда в полную силу расцветает талант мастера волнующих лирических образов.
Во 2-й второй половине 1760-х гг. созданы портреты детей соратника Петра I гр. А.И. Остермана - дипломата, затем государственного канцлера гр. И.А. Остермана и его сестры гр. А.А. Остерман-Толстой. Портреты исполнены с присущим Рокотову артистизмом. Сдержанная, но изысканная цветовая гамма тончайших оттенков серебристо-серых и болотно-зеленых тонов; нервный, подвижный мазок, - все эти особенности рокотовской кисти подчинены передаче ощущения трепетности жизни, большой лирической теплоты и поэзии образов.
Два других парных портрета Рокотова - адъютанта кн. Потемкина, члена Коллегии иностранных дел, известного библиофила гр. Д.П. Бутурлина и его юной супруги гр. А.А. Бутурлиной, рожд. Воронцовой - относятся к 1790-м годам, позднему периоду творчества Рокотова. В них проявились новые для художника тенденции: более ясная, определенная характеристика, четкость и строгость форм и контуров, сдержанная цветовая гамма, спокойная живописная манера. Ф.С. Рокотова связывали с Воронцовыми тесные отношения.

Парный портрет Рокотова. Адъютант кн. Потемкин и гр. А.А. Бутурлина, рожд. Воронцова
Он писал многих членов этого большого и влиятельного семейства. Значительная часть этих портретов, как и портреты, написанные с Воронцовых Д.Г. Левицким и другими художниками, находилась в имении Воронцовка Тамбовской губернии, принадлежавшем в те времена отцу А.А. Бутурлиной - гр. Артемию Ивановичу Воронцову, богатому помещику, сенатору, крестному отцу А.С. Пушкина. К сожалению, значительное число портретов в 1920-е годы ушло из Тамбова в Третьяковскую галерею и Русский музей. В галерее осталась часть фамильной галереи, в т.ч. несколько произведений, выполненных неизвестными мастерами.
Это, к примеру, притягивающий жизненной убедительностью характеристики портрет дедушки гр. А.А. Воронцовой-Бутурлиной - Ф.П. Квашнина-Самарина. Прослуживший много лет на флоте прямой, волевой человек с несколько грубоватым, обветренным лицом и живыми глазами - таким изображает его неизвестный художник в портрете 1768 года.
Неизвестному мастеру круга Д.Г. Левицкого принадлежит привлекающий простотой и изяществом композиции, ярким локальным колоритом и поэтичностью портрет гр. П.Ф. Воронцовой, дочери Ф.П. Квашнина-Самарина и супруги гр. А.И. Воронцова.

Левицкий (?), Дмитрий Григорьевич (1735-1822). Портрет бар. Александра Николаевича Строганова.
Крупнейшему портретисту II половины XVIII века Д.Г. Левицкому приписывается «Портрет бар. А.Н. Строганова». Портрет происходит из имения Строгановых в Тамбовской губернии, перешедшего к ним в XIX в. от Загряжских, на одной из которых был женат барон.
Из этого же имения поступил и портрет неизвестного художника круга Ф.С. Рокотова, изображающий по традиционной версии одного из его бывших владельцев И.А. Загряжского, т.е. деда Н.Н. Гончаровой-Пушкиной, которая родилась в тамбовском имении своих родственников.